Пять симптомов неадекватного клиента, от которого надо бежать..
И опять на собственном опыте, увы.
1. Если клиент на этапе согласования говорит: «Я ни во что не вмешиваюсь, вы – специалист, вот вам деньги, делайте!»
Ооо, от такого даже деньги брать опасно. Если человек не вмешивается – он обычно это считает за норму, и не афиширует. А вот если преднамеренно позиционирует себя, как не вмешивающегося – тогда ждите следующего развития событий.
С первого дня будут звонки: «Ну что там, как лендинг? Как настройка рекламы? И что, что недоделанное не показывают. Покажь!»
И ты будешь больше тратить время на разговоры и уговоры, чем на создание рекламы и сайта.
А потом он предложит вставить зеленую черепаху во всплывающем окне, потому что он точно знает, что его клиенты любят зеленых черепах! И ничего что сайт про ремонт автомобилей. Ведь зеленая черепаха в поп-ап всплывающем окне – это так круто! Ни у кого такого нет. И когда ты эту черепаху… проигнорируешь, потому что ты же маркетолог с десятилетним стажем, на следующий день он позвонит тебе с утра и спросит: А где же моя черепаха, почему она не всплывает на сайте?
А ты в ответ проблеешь «Я думала, мне это приснилось!» Но нет, зеленая черепаха должна всем показываться на сайте про автомобильный ремонт!
А когда он вынесет тебе мозг по поводу настройки рекламы, и запустится такая фигня, внезапно окажется, что звонков и заказов нет. И денег на рекламу нет. Почему бы такое могло случиться? Горестно вопросит клиент через неделю, и попробуй ему объясни, что за пять тысяч и зеленую черепаху – никто не захочет покупать ремонт машин. Увы.
Тогда будут поползновения «а верните мне деньги обратно», «отдайте мне сайт, я ведь заплатил»… И тут только здравый смысл не даст тебе послать сразу же этого клиента с его зеленой черепахой, рекламой за пять тысяч и ежедневными выносами мозга далеко и надолго.
Для меня теперь будет красной лампочкой ОПАСНОСТЬ в мозгу гореть, если клиент будет утверждать, что он не вмешивается в дела маркетологов и предоставляет им полную свободу действий. За исключением зеленой черепахи….
2. Второй тип клиента, которого надо шугаться – это знакомая всем до боли песня «маркетинг без бюджета», при этом средний чек у него – под 100 000 р, какой-нибудь ВИП-продукт. Эксклюзивные туры, ретрит в Таиланд или машины с квартирами….
И начинается: сделаешь мне за пять тысяч рекламу? Денег нет, но нужны результаты. При этом всем и каждому хочется, чтобы продавался дорогостоящий продукт прямо из рекламы – кликнул на баннер, тут же всплыла форма, куда свою золотую кредитку богатей вбил – и все, покупка!
Никто не хочет задуматься, что ни тур в Таиланд за 150 000 р, ни супер-пупер холодильное оборудование за 300 000 рублей никто не будет покупать, как только увидел рекламу. Решения о покупке принимаются долго, выбирая из всех возможных, причем не обязательно по критерию низкой цены. Обычно демпинг даже отпугивает – клиент знает, сколько подобный товар или услуга должны стоить и подозревает, что раз цена существенно ниже, то есть подвох.
Особенно весело маркетологу становится, когда кроме отсутствия бюджета еще и ставятся ограниченные сроки – мол, продавать все надо было «вчера», сейчас самый сезон, и если мы не начнем рекламироваться сегодня, то опоздаем на весь год. В условиях стрессовой работы, постоянного прессинга и малого бюджета качественной отдачи не жди – маркетолог идет по линии наименьшего сопротивления, предлагая рекламные каналы, которые не требуют больших временных и финансовых вложений. А они, эти каналы, обычно не работают с продуктами дороже 10 000 рублей. Вот и получаются эпик фейлы, заказчик разочарован в исполнителе и интернет-маркетинге, а исполнитель, то есть маркетолог, расстроен плохим кейсом, впустую потраченными усилиями и денежными средствами.
Конечно, есть варианты недорого рекламироваться различным интернет-магазинам и услугам, но повторюсь – там, где средний чек не превышает 5—8-10 тысяч рублей. Для остального требуются серьезные вложения в маркетинг, выстроена долгосрочная стратегия и результатов за пять тысяч и неделю времени получить никак не удастся.
3. Если у клиента в бизнес-процессах бардак и тайны мадридского двора вкупе с интригами, достойными кардинала Ришелье. К сожалению, на этапе переговоров и обсуждения процесса это выяснить трудно, все начинается, когда маркетолог приступает к работе. Самый мой эпик фейл был, когда для одной конторы мне предложили делать рекламные кампании в директе.
А через месяц я выясняю, что абсолютно такие же рекламные кампании в том же самом директе по тем же самым ключевикам делал второй подрядчик: клиенту просто захотелось устроить между нами состязание, кто лучше покажет результат.
Надо ли говорить, что из-за прямой конкуренции наши ставки взлетели до небес, и ни о каком приемлемом результате речи быть не могло? Как я поняла потом, интрига заключалась в том, что кто-то нанял меня, чтобы доказать, что тот, другой подрядчик лучше. Не знаю, удалось ли им это, но с дистанции я снялась: в такие крысиные бега я не играю.
Другой случай я вспоминаю с улыбкой: в одной из крупных клиник внутри маркетингового отдела плелись вечные интриги. И когда я со стороны агентства приезжала к ним на совещания, где сидело человек 7, и все они начинали между собой прямо на совещании пререкаться… Было невесело – тем более, что периодически отголоски междоусобиц задевали и меня.
Еще один момент, почему от такого клиента надо бежать, теряя тапки: как бы вам ни казалось, что вы весь такой рыцарь в сияющих доспехах, придете и наведете порядок…. Нет! Никто вам этого сделать не даст, разве что вы не придете на место генерального директора, разгоните весь этот мадридский двор и не наймете своих людей. А пока вы маркетолог – против вас будут интриговать, вставлять палки в колеса, ваши счета будут пропадать, не дойдя до бухгалтерии, ваши рекомендации будут извращаться в угоду интересам других, вас будут выставлять неугодным работником на совещаниях… Оно вам надо? Нет, если у вас стальные яйца и вы брат\сват\зять генерального или владельца конторы – велкам. Но только в этом случае. В остальных ваша участь будет незавидной.
4. Четвертый тип клиента, от которого нужно бежать – масоны, или приравнивающие себя к ним. В основном сейчас это криптовалютчики, форекс-трейдеры и млм-щики – вообщем те, которые наживаются на ажиотажах и хайпе.
Когда они ищут себе маркетолога, извечные вопросы: а у вас есть опыт работы с криптой? А вы знаете, что такое форекс? Ты не в теме, значит не подойдешь. Даже не знаю, мне сначала надо завести инвестиционный счет, продолбать на нем пару тысяч, и только после этого я удостоюсь высокого звания интернет-маркетолога по биткоинам? Эххх….
Туда же, наверное, клиент, который при первой встрече начинает обещать златые горы. Вот сделаете, мол, Елена Александровна, вы мне рекламу, вот как поднимем мы с вами пару миллионов, тут же разбогатеете благодаря мне. Вот от таких тоже бежать, бежать сразу, как такое услышите. Никаких миллионов, никаких малиновых рек с кисельными берегами не будет – будет мало бюджета, постоянное нытье а то и кинут вас ненароком. Бывает.
5. Клиенты, которым надо десятикратный рост клиентов через месяц.
Всегда спрашиваю на первой встрече: а зачем вам реклама в интернете? Сейчас какие у вас проблемы? И если отвечают: нужно, чтобы клиенты удвоились\утроились\их стало пятьсот через месяц или два – уже тревожный звоночек. Значит, заказчик считает интернет-маркетинг эдакой серебряной пулей, которая спасет его бизнес.
При этом смотришь сайт – а он не то что несовременный, так даже адаптивной версии на мобильных нет. Но зато: давайте рекламироваться в Инстаграм! Там моя тетя\подруга\Вася Пупкин продают, у них получается, значит и мне надо. Говоришь: ок, давайте попробуем тестовую кампанию. В ответ: нет денег, чего там тестировать? Запускайте быстрее, вы же помните, мне нужно в два раза больше клиентов завтра, чем есть сегодня.
Не стоит даже пробовать делать рекламу с таким подходом. Учить и объяснять – тоже не стоит. Не поймут. У них в голове сидит убеждение – если правильно запустить рекламу в интернете – она принесет несметные богатства и сокровища. А вы, вещающий про стратегию, тестовые кампании и что надо бы сайт сначала привести в порядок – просто плохой специалист.
Какие выводы сделаем из такого большого лонгрида?
Да никаких. Слушайте свою интуицию и не пытайтесь услужить всем – иногда полезнее для психики и реноме не связываться с неадекватными клиентами.