Как часто вы слышите от клиентов:
«Я в этом интернете не разбираюсь, сделайте мне так, чтобы количество покупателей удвоилось. Я слышал, что вот сео и инстаграм сейчас работают и дешево стоят.»
Когда я такое слышу, мне хочется… да какая разница, чего мне хочется. Я же профессионал – и именно мне приходится рассказывать особенности каждого канала интернет-маркетинга, выспрашивать подробности бизнеса и разочаровывать: нет, в диджитал-маркетинге давно уже нет легких путей, реклама может и не сработать, и это – нормально, а не маркетолог плохой вам попался, и нет «серебряной пули», иначе все давным-давно бы ее использовали и жили в золотых дворцах.
Я люблю интернет-маркетинг за то, что он дает огромную свободу действий – и в то же время имеет столь низкий порог входа, что каждый школьник может вести рекламные кампании, и, иногда, кстати, вполне успешно.
Именно эти два фактора привели к тому, что в головах обычных людей маркетологи – это такие факиры, Дэвиды Копперфильды, которые могут магическим образом заставить прийти за сайт миллионы посетителей. А могут и наоборот, если им что-то не понравится, мановением руки все испортить. И тогда придется создавать новый сайт, выходить из бана поисковых систем, тратить время и деньги.
Именно поэтому маркетологов боятся, ненавидят, пытаются найти по знакомству такого, чтобы ущерб был минимальный. Напрашивается аналогия со строителями и врачами – попробуй, найди хорошего! И сложно – очень сложно, правда – в таких условиях всеобщего недоверия к твоей профессии, убедить незнакомого человека дать тебе – не денег даже, а – возможность показать себя, сделать что-то существенное и полезное для его же бизнеса.
Но самое страшное – это даже не недоверие.
Самое страшное – когда клиент считает, что он разбирается в маркетинге, потому что когда-то давно, в начале десятых, он сам делал себе контекстную рекламу или закупал ссылки для продвижения.
В таком случае приходится вместо того, чтобы уделять время рекламным кампаниям, спорить с клиентом, приводить примеры из опыта и тратить время и нервы на переубеждение. Это – одна из причин, почему реклама в интернете не так эффективна, как хотелось бы.
Мы разобрали две причины, по которым диджитал-маркетинг может не принести ожидаемых результатов. Есть и другие – правда, мои клиенты, заказчики рекламы, спроси их я об этом, скорее всего все бы отрицали.
Например, очень часто клиент выбирает для продвижения не самый эффективный канал, а самый дешевый или популярный. Думаю, все уже догадались, к чему я веду: в инстаграме, как самом модном месте размещения, рекламироваться хотят все. И если парикмахерские, студии маникюра, ателье и прочие женские штучки в инстаграме заходят «на ура», то всякие бизнес-для-бизнеса услуги и товары – бухгалтерия, юристы, станки и трубы для «картиночного», «эмоционального» инстаграма, который изначально был задуман как сервис обмена фотографиями – рекламировать не имеет смысла.
Продаж товаров, которые нельзя подать эмоционально, красивой картинкой, из инстаграма не ждите.
Другая распространенная ошибка владельцев бизнеса – желание сэкономить на рекламе, и для этого выбирается канал с наименьшими затратами, например, поисковая оптимизация или seo-продвижение. При этом находится подрядчик с минимальным ценником в месяц, и от него ожидается взрывной результат сразу же, в ближайшее время.
Был такой случай – я реально слышала своими ушами, как владельцы бизнеса делились лайфхаком: мы, мол, нанимаем подрядчика по рекламе ровно на месяц. Потом расстаемся с ним, и нанимаем другого, и так – ежемесячно.
Представьте: каждый месяц у них заново настраивается реклама, в какой-то момент выключается (если это контекстная или таргетированная), или даже не начинается – если это долгосрочный контент-маркетинг или поисковое продвижение. Какую эффективность покажут эти подрядчики, когда у них на все про все месяц, и им скорее всего об этом и не сказали? Думается мне, что такая «оптимизация» не приведет к росту продаж.
Еще одна из причин, по которым реклама в интернете не работает – это неподготовленность клиента к приему заявок. Не раз сталкивалась с тем, что реклама идет, переходы на сайты есть – а половина звонков по колл-трекингу в статусе «не отвечен». Это значит, что реклама работает вхолостую, тратя деньги клиента.
При этом находится множество причин, по которым клиент не может нормально принимать заявки: от «они звонят в неправильное время, я занят!» до «это все равно не мои покупатели, маркетолог не тех привел».
И последняя причина, по которым диджитал-реклама не работает – увы, жадность клиента. Когда выделяются копейки, из которых хотят получить стопятьсот лидов, или финансирование настолько нестабильное, что большую часть времени рекламные кампании стоят, теряя накопленную статистику и упуская возможную прибыль, а маркетолог, вместо того, чтобы работать, бомбардирует клиента письмами об оплате.
Если вы считаете, что ваша интернет-реклама не работает, прочтите, пожалуйста, еще раз внимательно эту статью и примерьте каждую из причин на вашу ситуацию.
Если ни одна не подходит, как мне ни грустно это сознавать, скорее всего ваш маркетолог – непрофессионал, и где-то накосячил. Гоните его прочь – и ищите профессионала. Но и не забывайте, что проблемы в неработающей рекламе в 80% случаях идут все же от заказчика, а не от исполнителя.